Памятка для родителей
Художественная гимнастика: характер, воля и красота!!!Художественная гимнастика – безумно красивый и грациозный вид спорта. Кстати, один из самых популярных в нашей стране. Что именно дает художественная гимнастика детям, когда ею нужно начинать заниматься, и кто становится чемпионом?
Сегодня мы разговариваем о художественной гимнастике и сразу же вопрос, который интересует многих родителей – чем она отличается от спортивной гимнастики?
Художественная гимнастика – это, прежде всего, работа с предметами под музыку. В художественную гимнастику входит и хореография, и акробатика, и виртуозное владение такими предметами как скакалка, обруч, мяч, булавы, лента. Спортивная гимнастика – это другое: акробатический подъем с пола, затем упражнения на брусьях, бревне, прыжок через коня.
Что входит в художественную гимнастику?
Можно бесконечно продолжать, насколько это разнообразный вид спорта. У нас всю жизнь ребенок будет заниматься, и всю жизнь мы будем его обучать, даже когда он станет мастером спорта. Так велико разнообразие движений тела, манипуляций с предметами – все объять невозможно. Есть определенные тенденции, есть направления, мы и делаем упор на них.
Правила в художественной гимнастике меняются в среднем раз в четыре года. После изменений в правилах какие-то старые элементы исчезают, приходится обучать новым движениям и элементам.
В художественной гимнастике очень много элементов. Как же в таком случае составляется программа выступления – есть какие-то обязательные элементы?
Есть такая толстая-претолстая книжка страниц так на 150. Называется она «Правила по художественной гимнастике». В этих правилах прописана стоимость всех элементов. Так, например, самый «дешевый» элемент тела стоит 0,1 балла, а самый дорогой – 1 балл. А еще есть смешанные элементы – когда ты берешь элемент с трудностью в 1 балл, добавляешь элемент с трудностью в 0,3 балла, то в итоге можешь заработать 1,4 балла (+0,1балла за соединение 2-х трудностей)
Получается, что выступления, которые мы видим – некая смета, где просчитано каждое движение.
В правилах помимо стоимости прописываются обязательные элементы:прыжки, равновесия, повороты-минимум по одному, волны, риски и танцевальные дорожки).
Элементы телом, выполненные без работы предмета (например, статика предмета), не засчитываются. Каждое движение с предметом дает определенное количество баллов.
А еще есть так называемые риски – это выполнение предметом броска, когда под летящим предметом необходимо выполнить минимум 2 (база) вращательных движения телом. Вращательные движения могут быть вокруг вертикальной или горизонтальной оси тела, разных уровней. Надбавки идут за бросок и ловлю предмета: в прыжке, без зрительного контроля, на полу, без помощи рук (например, ногами), за каждое дополнительное вращательное движение.
Это на самом деле сложно – составить упражнение, учесть все требования и использовать индивидуальные способности гимнастки, чтобы в итоге получить красивое упражнение. Действительно сложно.
Интересно, кто оценивает такие непростые программы? Как проходит судейство?
Судейская бригада состоит из 10-12 человек, которая делится на группы судей. У каждой из них свои цели: первая группа оценивает количество и техническую ценность «Трудности тела», «Трудности предмета» и «Динамические элементы с вращением»; вторая – артистическую ценность базовой композиции (хореографию, передвижение по площадке, музыкальное сопровождение); третья - следит за техникой исполнения –потеря предмета, грамотная и правильная работа телом и предметом. Вот из этого всего и суммируются оценки. Если что-то отлично сделать телом, но предмет просто держать в руке, то и оценка будет низкая. Многие родители недоумевают: ребенок так замечательно выступил – а оценки низкие! Но по сути, он ничего и не сделал – потанцевал, поулыбался и получил, соответственно, 3 копейки.
У каждого движения телом и предметом есть свой символ, со стороны это очень похоже на китайские иероглифы. Разобраться в этом достаточно сложно, поэтому судьи постоянно проходят обучение, семинары, сдают экзамены и, конечно, необходима практика судейства.
С какого возраста стоит отдавать ребенка в художественную гимнастику? Когда уже поздно? Можно прийти в 25 и добиться чего-то?
В 25 можно прийти и добиться чего-то лично для себя. Если же говорить о соревнованиях, то тут жесткий возрастной ценз. Есть четкие ограничения. Вот сейчас, например, по программе кандидатов в мастера спорта выступают гимнастки 12-13 лет. С 14 лет гимнастки выступают в возрастной категории "женщины" по программе Мастера спорта".
Что касается начала занятий, то приводят детей с 2,5 лет и в 3,5, и в 4 года, и в 7 лет. Осознанно дети начинают заниматься художественной гимнастикой, когда идут в школу, когда начинают немного соображать. Потому что, если голова не соображает, то ручки и ножки просто не сделают так, как надо. Когда родители говорят, что их детки с 4-х лет занимаются художественной гимнастикой, то они глубоко ошибаются. Как таковой художественной гимнастикой они не занимаются, они осваивают начальную подготовку для занятий художественной гимнастикой.
Т.е. настоящая художественная гимнастика начинается с 6-7 лет?
Настоящая художественная гимнастика начинается с того момента, когда гимнастка начинает чувствовать свое тело и предмет, когда она может и телом, и предметом выразить музыку. Очень долго спорили - художественная гимнастика, это спорт или искусство. А чувствовать и владеть телом и предметом девочки обычно начинают лет с 13, 14.Остальное время – это обучение!!!!!!!!!!!!
Какого ребенка не возьмут на занятия по художественной гимнастике?
Однозначно – больного, со сколиозом. Многие именно со сколиозом идут в художественную гимнастику, т.к. «посоветовали». Это не лечебная гимнастика. Да, она может в каких-то случаях помочь, выправить позвоночник, а в каких-то наоборот усугубить ситуацию. В первую очередь ребенок должен быть здоровым.
Лишний вес тоже является ограничением?
Лишний вес тем более. Дети, у которых лишний вес, занимаются просто для здоровья два раза в неделю по часу, на большее рассчитывать не стоит.
А если лишний вес уйдет в результате тренировок?
Не уйдет, т.к. дело не в физических нагрузках. Родители приводят детей в надежде, что физическими нагрузками смогут решить проблему с лишним весом у ребенка, а на самом деле в большинстве случаев все проблемы из-за неправильного питания ребенка. Дети не едят супы, овощи, рыбу.... Не едят не потому, что не нравится, а потому, что дома их к этому не приучили, не приучили к нормальной здоровой пище. Когда детей начинаешь грамотно правильно кормить, не даешь им перекусывать булочками и конфетами между основными приемами пищи, то они худеют – за две недели по 3 килограмма сбрасывают.
Когда можно будет понять – станет ли ребенок звездой художественной гимнастики или это будут занятия «для здоровья»?
Очень часто родители своими амбициями забивают ребенка и не дают ему возможности показать себя. Вот приводят они ребенка – чисто внешне удивительно красивого… Вообще внешний вид играет огромное значение в художественной гимнастике: красивый ребенок – замечательно, но ведь ребенок должен быть «с головой» – у девочки должна быть хорошая координация, зрительная память, она должна быстро запоминать, улавливать. Такое сочетание встречается нечасто: допустим, у ребенка отличные внешние данные, но запомнить ничего не может – все, можно ставить крест.
А наоборот бывает – все запоминает, но внешние данные не очень?
Да, бывает – такие дети, как правило, добиваются больших успехов. Вообще, часто родители слишком рано начинают думать, что их ребенок звезда. Да, она выиграла первое место на юношеских соревнованиях и олимпиадах, но это еще ни о чем не говорит. Некоторые дети сразу уловили смысл, дали хороший старт, но встали на одном месте, а другие будут целый год долбать, зато потом, когда они усвоят, делают такой большой скачок, что первым их просто не догнать.
Во-вторых, сейчас гимнастика воспринимается как очень дорогой вид спорт. Он и всегда считался элитным. Отсев из-за финансовой стороны дела идет постоянно, потому что родители поначалу не понимают, что оплата занятий – это только полдела. Если они не готовы вкладывать в ребенка, то нет смысла заниматься. Скажем, купальники дорогие – на самую маленькую кроху купальник будет стоить 7-8 тысяч рублей, для детей постарше купальники идут от 14 тысяч. Приклеили стразы (а на купальник их нужно около 5-6 тысяч штук) – цена сразу же выросла в несколько раз. Стоимость купальников для выступлений доходит до 50 тысяч рублей. Предметы также дорогие. Ни один тренер не будет возить ребенка на соревнование с ширпотребом – это просто нонсенс. От качества предмета зависит очень многое. Дешевый мяч стоит 2500-3000 руб., мяч получше обойдется в 4000-4500, лента стоит где-то 1500 руб., палочка, булавы от 2500 руб., скакалку можно купить за 1000 руб., ну и обруч до 2000, тут цена зависит от размера.
С предметами понятно – их качество напрямую влияет на результат, а купальник может быть не таким дорогим? Ребенок очень талантливый, но выступает в среднем купальнике.
В жюри есть бригада артистизма, и когда выходит девочка красивая, то Вы проникаетесь к ней. Она может технически что-то завалить, но с точки зрения артистизма будет смотреться здорово – просто, потому что красивая. А иногда выходит девочка толстенькая, и вроде шпарит как надо, но эстетически проигрывает. К сожалению, у нас вид спорта такой жестокий, что девочки способные, но без внешних данных проигрывают.
Получается, что посмотреть на ребенка и сказать, что он будет звездой – нельзя.
Это будет просто неправильно.
Все зависит от труда и от здоровья. Чтобы добиться результатов, хотя бы попасть в сборную России, нужно тренироваться минимум 8 часов в день.
8 часов в день?
Минимум. Простые гимнастки, которые выполняют программу мастера спорта, тренируются 4-5 часов в день. Это титанический труд. Вы не представляете, как дети в кровь разбивают ноги, пальцы, в синяках ходят, в ссадинах. Вот летят две булавы, каждая по 150 грамм, их бросают 6-7 метров вверх. А ведь может попасть в зубы, может в глаз.
Многие не думают об этом, но это все не так просто, как кажется на первый взгляд. Одна мама привела девочку: «Как здорово, художественная гимнастика, все замечательно», а потом отказались заниматься: «Мы не думали, что так трудно. Вот Алина Кабаева, она так улыбается, когда выступает». А гимнастки все улыбаются, потому что это спорт такой: ты всем своим телом должен выражать эмоции, быть артистичным.
Непросто улыбаться при таких нагрузках.
Это выдержка, спокойствие. Сложно, конечно. А растяжка? Прыжок шагом-шпагат – представьте, насколько должен быть растянут ребенок, чтобы в прыжке шагом делать шпагат? Многие бросают занятия по причине проблем со здоровьем. Часто бывают проблемы с позвоночником, особенно когда организм идет в сильный рост, начинают болеть суставы, не все выдерживают.
Одни родители просто хотят видеть ребенка гибким и подтянутым, другие же ориентированы на результаты и звания.
Как в этом случае строится работа с детьми?
Это вначале говорят, что хотят просто стать гибкими и подтянутыми. Прозанимавшись год-два 99,9% из них начинают хотеть результатов – все амбициозны.
В одном разряде выступают 50 человек, призовых мест всего 3. Не могут все быть успешными. Стараемся участвовать в разных соревнованиях и турнирах, чтобы дать детям возможность показать себя.
Как сделать так, чтобы соревнования стали стимулом для ребенка? Ведь действительно не все могут победить. Ну, раз он проиграл, второй раз ничего не занял – на третий раз он может просто отказаться.
Должен быть психологический настрой со стороны родителей и тренера, конкретная цель на каждое соревнование. Если нужно, чтобы ребенок победил, и он готов к этому, то ты настраиваешь его: «Эти соревнования для тебя очень важны, ты должна показать себя, ты можешь это». А есть соревнования, на которых просто обкатывается новая программа. Потому что бывает так, что от выступления к выступлению повторяется одна и та же ошибка, в одном и том же элементе – ребенок застопорился на одном месте. Есть соревнования, когда ребенок знает, что не выиграет, т.к. там дети сильнее, но нужно приблизиться к ним. Т.е. цели разные, разные задачи. А бывают соревнования, где не важно, кто какое место займет – главное выполнение разряда. Т.е. главное – набрать нужное количество баллов. Ребенок может не стать призером в таких соревнованиях, но он наберет баллы для разряда.
Получается, что есть соревнования за места, а есть на выполнения разряда?
Конечно. Тут все зависит от того, как тренер настроит ребенка, как родители все ему преподнесут. Но к сожалению, если цели и задачи тренера и родителей не совпадают, если они работают не в тандеме, то пиши пропало. Ведь бывает так, что родители нацеливают ребенка на достижение каких-то результатов, на какие-то места, а ребенок просто не готов, еще не умеет делать этого. Такие моменты очень сложные для него психологически.
Есть дети, которые в 6 лет начали заниматься, есть те, которые пришли в 7-8. На первом этапе имеет большое значение, когда ребенок начал заниматься. Это потом они уже уравниваются. Ну и дружба с головой играет свою роль. Как правило, двоечников-троечников у нас нет, все хорошо учатся в школе.
Какой оптимальный график тренировок для самых маленьких?
Дети 4-5 лет занимаются 3 раза в неделю по часу. Потом уже смотрим по детям: способных переводим на 3 раза в неделю по полтора часа. Длительность тренировок постепенно увеличивается – до 2-3 часов. К 8-9 годам дети, обычно, тренируются уже 5 раз в неделю по 3 часа, но, опять же, все зависит от ребенка.
Идет постоянный отсев. А какой процент остается? Сложно сказать. Для примера, из 16 человек до звания мастера спорта дошли две девочки. Здесь очень важна сила воли родителей. Девочки в 8-м классе уже хотят гулять, свободно распоряжаться своим временем, а нужно идти на тренировки. Одна из девочек в 8-м классе была близка к тому, чтобы бросить. Так ее мама в обеденный перерыв с работы приезжала домой, брала дочь и везла на тренировку. И так весь год. Девочка этот переломный год преодолела и стала нормально заниматься, получила звание мастера спорта.
Кстати, звание мастера спорта приравнивается к среднему специальному образованию и дает право работать в качестве тренера.
Очень часто бывает так, что столкнувшись с первыми трудностями, скажем, с той же растяжкой, ребенок начинает хныкать. Бывает даже, что отказывается продолжать занятия. Как в таких случаях поступать?
Без растяжки никак, через это все проходят. Да это больно, да сложно. Нужно уговаривать, нужно заставлять. Дело в том, что если ребенок не растянется, то на художественной гимнастике можно ставить крест. Самое трудное растянуться на шпагат и чуть-чуть больше – это самое больное, а вот дальше – уже удовольствие, уже получаешь удовольствие от растяжки. Хотя прыжок шагом на соревнованиях «стоит» всего 0,3 балла.
Сколько может понадобиться времени, чтобы сесть на шпагат, без травм?
Все зависит от эластичности мышц – у каждого человека это индивидуально. Некоторые садятся на шпагат в первую же тренировку.
Программа выступления, набор элементов – это похоже на симбиоз творчества с математикой?
Можно сказать и так. Для каждой девочки надо подобрать музыку, которая будет ей нравится, будет подходить к ее характеру. Потом записать элементы, которые нужны, потом наложить это на музыку, чтобы все было гармонично.
Что дает гимнастика девочкам?
Очень многое. Это и осанка, и поведение. Девочки приобщаются к культуре, учатся хорошим манерам. Все гимнастки очень аккуратные, очень опрятные. Те же уроки хореографии не проходят даром: привычка постоянно следить за своими движениями, за положением тела и дают эту грациозность, это умение держать себя.
Многие, кстати, думают, что художественная гимнастика – это творчество, но, познакомившись поближе, понимают, что главное тут – дисциплина и преодоление: нагрузок, усталости, лени.
А как на самом деле?
Художественная гимнастика – это все-таки творчество. Ни одна тренировка не похожа на другую. Но с другой стороны, если у девочки не получается какой-то элемент, то надо отрабатывать и 2, и 3 часа. Потом контрольное выступление. Если не получается, то идем обратно в зал. И так до тех пор, пока из 10 раз все 10 не будут успешными.
Программу составляет тренер, все элементы жестко регламентированы. Получается, что все зависит от техники.
От техники, да. Элементы могут быть одинаковыми, но вот как их свяжет гимнастка, какими она сделает переходы между ними – это уже только ее. Одна переход сделает плавным, другая предпочтет более резкие движения.
Гимнастки принимают участие в составлении программы выступлений?
Более взрослые гимнастки принимают, а те, кто помладше – нет. Тут больше работает метод проб и ошибок. Ищем характер, что вначале очень сложно.
Так кто же становится чемпионом? Можете дать какой-то общий портрет?
Все разные, если говорить об особенностях характера, нужно быть упертой и целеустремленной. Представьте, какой страх у ребенка, который выступает – на него смотрит целый ряд судей и зрители. Маленькие детишки не боятся, т.к. еще не понимают всего, но чем взрослее девочка, тем сложнее ей справиться с этим страхом. А если это Олимпийские игры и ты защищаешь честь страны? Ты должна выйти с уверенностью – «Я самая лучшая, а вам всем это докажу». Если ты тюня-матюня, то не добьешься ничего. Есть гимнастки, которые в зале показывают нечто фантастическое, но как только выходят на ковер, то их просто не узнать – это совершенно другой ребенок. Не могут собраться, не могут показать, на что способны. Они так и не достигнут каких-то высот.
Можно сказать, что гимнастика воспитывает характер.
Да, воспитывает: я смогу, я добьюсь, я докажу. Люди, которые в зале доказывают и себе и окружающим, что они лучшие – они потом и в жизни добиваются очень многого. Умение не спасовать в нужный момент – это очень важное качество.
Дело в том, что сейчас дети какие-то бесцельные. Они пассивные. Что им мама с папой сказали, то они и сделают. Детям ничего не надо – они до последнего не знают, куда они будут поступать после окончания общеобразовательной школы. Ждут, когда мама скажет, когда возьмет за ручку и поведет.
Почему так происходит? В какой момент родители допустили ошибку?
Все это связано с деньгами. Если все можно купить – зачем тогда стараться, к чему-то стремиться? При советской власти все было бесплатно, но из группы в 30 человек на соревнования летели только 5 самых лучших. В итоге пятеро детей уезжали, а остальные продолжали заниматься еще усерднее, чтобы в следующий раз попасть в эту пятерку. Ведь трудиться нужно ради реальной цели.
Как же воспитывать ребенка, чтобы не допустить пассивности, о которой шла речь, бесцельности. Быть строже – пусть сами всего добиваются?
Родители должны стимулировать ребенка. Если ребенок к чему-то стремится, нужно помочь ему этого добиться, а не дать это в готовом виде. Многие родители приводят ребенка и говорят: «Пусть она одно занятие позанимается, и посмотрим – хочет она или не хочет». Да она сама еще не знает, чего она хочет. После первой тренировки она может прийти радостная, а потом, когда что-то не получается и ее ругают, то она начинает плакать. А мы не можем всегда хвалить. Как Вы будете им объяснять и преподносить ситуацию – так они расти и будут. Если Вы считаете, что воспитание – это нарядил и покормил, то Вы можете очень быстро потерять связь с ребенком. Родители должны участвовать в формировании характера, личности своего ребенка.
У гимнасток есть летние каникулы или тренировки продолжаются в течении всего года?
Каникулы – 20-30 дней в летний период. Если гимнастки будут отдыхать по 3 месяца, то можно завязывать с этим делом – все, что мы растянули и разогнули, пропадет.
Что самое сложное в работе тренера?
Общаться с родителями. Дети хотят не трудясь стать чемпионами. А родители хотят воплотить свои несбыточные мечты. От родителей зависит очень многое – будет ли заниматься ребенок, чего он достигнет. Прежде чем добиться успеха, нужно всем хорошо потрудиться – и ребенку, и родителю, и тренеру.
Получается, что успех ребенка в художественной гимнастике зависит от трудолюбия не только ребенка, но и родителя.
Это очень большое трудолюбие. Взять хотя бы необходимость возить ребенка на занятия – 2 раза в неделю по часу. Т.е. нужно приехать отвезти ребенка, потом приехать забрать. Через какое-то время они занимаются уже 5 раз в неделю по 3 часа, т.е. родитель 5 раз в неделю приезжает с работы. Приходится бросить все и посвятить себя художественной гимнастике. А соревнования? Многие родители говорят, что они не могут поехать на соревнования, т.к. они на выходные уезжают. Извините, если Вы пошли в художественную гимнастику, то придется делать выбор. Тренеры, в течение года, работают, практически, без выходных.
Тренер должен быть строгим, как и любой учитель. В воспитании должна быть строгость, но не жестокость. Если с ребенка не будешь требовать – ничего он делать не будет. Всем нравится, когда с ним ути-пути, но результата в этом случае не будет. А мы ставим задачу, и тут плачь – не плачь, а делать нужно.
Если родители решили отдать ребенка в художественную гимнастику, то они должны жить этой гимнастикой, в первую очередь, сами. Потому что у всех выходные, а у вас соревнования, у всех отпуск, а вам в лагерь ехать нужно. Им нужно запастись терпением, потому что обучить чему-либо ребенка – это долгий процесс. А когда будет трудно – не пасовать, а идти дальше, т.к. трудно бывает очень часто. Им нужно научиться не идти на поводу у ребенка, особенно если тренер говорит, что у ребенка талант. Не зацикливаться на первых местах, т.к. дети, которые даже не занимают призовых мест, которые даже закончили на 1-м разряде, прекрасно двигаются, они красивые, они стройные, они прекрасно чувствуют музыку, они гордятся собой – для жизни это много дает. И, конечно, очень важно, что в переходный сложный период девочки находятся не где-то, а занимаются в зале – тренируют свой разум, свое тело, свою волю. Где вот сейчас Ваша девочка? Она не где-то, она на ТРЕНИРОВКЕ!